Воскресенье, 28.04.2024, 09:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя технологии Волконитиной О.С.

Каталог файлов

Главная » Файлы

Всего материалов в каталоге: 2
Показано материалов: 1-2

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Волконитина О.С.

МОУ «Шелаевская СОШ»

Валуйского р-на Белгородской обл.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Основными задачами трудового обучения является формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, воспитание трудолюбия, развитие потребности творчески мыслить, вооружить школьников разнообразными умениями и навыками [1].

Трудовое воспитание осуществляется в процессе получения общеобразовательной подготовки на уроках технологии, в различных видах внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В процессе воспитания культуры трудовой деятельности учитываются возрастные особенности. У младших школьников формируется стремление трудиться сообща, ответственно относиться к труду, бережно относиться к материальным ценностям и результатам своего труда.

Вкус к творчеству, желание найти интерес в решении трудовой задачи, умение размышлять необходимо прививать учащимся с начальных классов. Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в формате трудового воспитания. Это достигается не только на уроках технологии в начальной школе, но и во внеурочное время на занятиях по декоративно-прикладному искусству, которые помогают раскрывать творческие возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности. В процессе работы над изделием дети развивают свою память, внимание, логику, терпение, привыкают быть аккуратными. Все эти качества, несомненно, пригодятся ребятам как в школьной, так и в повседневной жизни.

С первых занятий руководителю кружка необходимо наладить психологический контакт с детьми, увлечь их творческой работой. Кроме того, важно приучать младших школьников к аккуратности в работе.

Занимаясь в различных кружках технического и художественного направления, младшие школьники смогут получить дополнительные сведения  по интересующему их делу, применить полученные навыки в школе и дома. Кроме того, занятия благотворно влияют на уроки технологии. Дети,  занимающиеся в различных кружках технологической направленности приобретают навыки, которые им необходимы на уроках труда: умение работать с ножницами, бумагой, клеем, тканями, иглами. У таких детей порой проявляется нестандартная творческая фантазия, они стараются выполнить задание не по шаблону, а по их собственному замыслу. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок [2].

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов её реализации.

На основании рабочей программы создается календарно-тематическое планирование практической деятельности кружка. Занятия планируются заранее, определяются конкретные изделия, выполнение которых связано не только с технологической обработкой, но и с художественным оформлением. Выполненные изделия должны найти практическое применение в быту, школьной жизни, интерьере и т.д. Технология обработки изделий, выполняемых во внеурочной деятельности, должна быть не сложной, а время, затраченное на их изготовление, – минимальным. Таким образом, учащиеся смогут увидеть результат своего труда, что будет способствовать развитию их интереса, стремлению к самостоятельности.

Так, например, программа «Декоративное творчество» художественно-эстетического направления рассчитана на четыре года. Школьникам предлагается поэтапное усвоение материала на занятиях во внеурочной деятельности по следующим направлениям: пластилинография, бумагопластика, бисероплетение, изготовление кукол [3]. Повысить интерес детей к определенному виду занятий во внеурочное время помогают различные конкурсы и выставки, проводимые как в стенах школы, так и за её пределами. Для формирования у детей положительного отношения к труду необходимо одобрение взрослых, похвала, показ образцов труда родным и близким.

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в художественном образовании детей. Через приобщение детей к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала.

На своих занятиях по декоративно-прикладному искусству мы работаем с бумагой, картоном (аппликации с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно), природным материалом, тканью, нитками (сувенирные куклы-обереги, аппликации, сувениры) и т.д. Для повышения интереса детей к занятию используются разнообразные формы (коллективное творчество, индивидуальная работа, экскурсии) и методы (проблемный, частично-поисковый, беседы, диалоги и др.) работы.

Учащиеся младших классов с удовольствием занимаются творчеством, с нетерпением ждут очередного занятия.

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика.-М.: Академия.-2002.-576 с.
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики/ сост. Д.И. Латышина:-М.: Школьная Пресса, 2003.-192 с.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Мои файлы | Просмотров: 1113 | Загрузок: 17 | Добавил: Olga | Дата: 23.07.2014

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [2]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Шелаевская СОШ © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz